Телефон: +7 (4742) 34-96-69; Факс: +7 (4742) 34-96-67

 E-mail: csznlr@sozan.lipetsk.ru

Если ребенок прогуливает школу

учеба1     Многие дети - без удовольствия возвращаются в школу после каникул, иногда, чтобы не идти на занятия, устраивают себе мнимое недомогание или просто прогуливают уроки. Однако, несмотря на это, такие дети, как и большинство ребят, признают, что они должны ходить в школу, и вряд ли согласятся, вообще не посещать ее, в то время как другие дети посещают. Если же ребенок упорно пропускает школу без ведома или разрешения родителей, его поведение может означать, что он безуспешно борется с какой-то трудностью.

     Ребенок может иметь непреодолимые, с его точки зрения, причины, чтобы не ходить на занятия. Если ему трудно дается учеба или он по какой-то причине отстал, то день, проведенный в школе, кажется ему пыткой. Возможно, у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или какая-то физическая или другая особенность заставляет его чувствовать себя аутсайдером. Ученику постарше, может быть, необходимо доказать свою смелость друзьям.

     В разговоре с ребенком, особенно если это учащийся младших классов, иногда выявляется сравнительно простая проблема.

     Он, может быть, не ходит в школу потому, что учительница бранит его, или одноклассники играют слишком грубо, или он боится контрольных работ. С другой стороны, иногда школьная программа совершенно не соответствует интересам и способностям одаренного ребенка. И ему скучно, так как он идет впереди класса. Мальчику или девочке, которым нужно профессиональное обучение, академические предметы в средней школе часто кажутся бесполезной тратой времени. Если рядом с ребенком не окажется доброжелательного учителя или по какой-то причине он не может свободно обсудить свою проблему с родителями, прогулять школу кажется ему единственным выходом.

     Однако даже когда какая-то проблема выявлена и, казалось бы, устранена, мальчик или девочка может продолжать прогуливать уроки. Постоянные, стойкие прогулы обычно означают более глубокие трудности, чем видно поверхностному взгляду. Причины, которые выдвигает такой ребенок, чтобы пропустить школу, это большей частью лишь отговорки, туманные и противоречивые.

     Какова бы ни была основа для пропусков занятий, прогулы сами по себе создают проблемы. Ребенку, отсутствующему в школе в то время, когда он обязан там быть, приходится скрывать, где и как он проводит время. И в лучшем случае школьный день проходит для него без пользы и настоящего удовлетворения. Он вынужден лгать и все дальше отходить от правильной линии поведения, которую ждут от него родители и учителя. Прогулы могут на короткое время облегчить его чувство негодования или обиды как способ причинить боль семье или ополчиться против всего мира за свою неудачливость. Но вместо решения проблем прогулы только усиливают вину, гнев и страх ребенка и делают его еще более одиноким. Пропуск занятия не обязательно является предвестником правонарушения, и большая часть таких ребят не становится преступниками. Но в эмоциональном плане прогулы и правонарушения чем-то похожи, и многие дети-правонарушители, как выясняется, были заядлыми прогульщиками.

     Попытки родителей насильно, с помощью угроз или наказаний, заставить прогульщика регулярно посещать школу редко дают результат. Необходимо понять ребенка и его эмоциональные проблемы, объединить усилия родителей и учителей, чтобы помочь ему преодолеть трудности. Подростка, возможно, необходимо заинтересовать какой-то творческой деятельностью или помочь найти посильную работу по выходным дням или после школы (дополнительным стимулом в последнем случае станет возможность заработать карманные деньги, допустим устроившись оператором в интернет-магазин офисной мебели).

     Для объяснения прогулов выдвигается много общих причин, таких, как отсталые методы обучения, неприятные учителя, переполненные школы, предубеждение против детей, принадлежащих к какой-то социальной или национальной группе, отсутствие родительской заботы. Однако прогулы в каждом отдельном случае требуют индивидуального изучения, понимания и помощи.

     Если прогулы носят хронический характер, почти всегда требуется консультация опытного специалиста, чтобы помочь не только ребенку справиться со своими проблемами, но и родителям понять их. Любые усилия не покажутся лишними, чтобы помочь прогульщику справиться со своими затруднениями, пока он не оказался в серьезном конфликте с самим собой, своей семьей и законом.